Рецензия: Прибытие / Arrival

«Прибытие» (Arrival), таинственная, вдумчивая и во всех смыслах неожиданная фантастическая лента Дени Вильнёва, по праву может считаться одним из лучших фильмов этой осени. В прокате— с11ноября.

Сюжет

В один прекрасный день в 12-ти различных точках Земли садятся огромные чёрные неопознанные объекты. На планете объявлено чрезвычайное положение, вооружённые силы приведены в готовность. Пришельцы не проявляют активности: лишь раз в несколько часов открывается шлюз и пускают землян ненадолго в свою «комнату переговоров». Впрочем, для полноценных переговоров нужно для начала найти общий язык... Правительства дюжины стран-счастливиц собирают лучшие умы для того, чтобы наладить контакт с гостями.

В числе прочих специалистов американцы привлекают гениального лингвиста Луизу Бэнкс (Эми Адамс). Она и физик Ян Доннели (Джереми Реннер) с энтузиазмом берутся за дело и даже нащупывают верный путь. Однако процесс продвигается медленно. Военные и правительство требуют ответ на главный вопрос: Зачем они прибыли на Землю? Человечество сходит с ума от неизвестности и томительного ожидания. Самая большая проблема состоит в том, что представители разных стран никак не могут прийти к единому мнению относительно стратегии переговоров. Напряжение нарастает, — теперь исход ситуации зависит от Луизы и Яна.

Разум когда-нибудь победит?

С тех пор как человечество узнало о том, что Земля — лишь маленькая обитаемая планета, затерянная на задворках одной из множества галактик, оно мучается вопросом: Одиноки ли мы во Вселенной? Тема первого контакта с братьями по разуму уже давно и с удовольствием эксплуатируется массовой культурой. Чаще всего в фантастике мелькают образы недружелюбных монстров-захватчиков, чуть меньшим успехом пользуются гости-филантропы, планирующие сеять доброе и вечное. А ещё очень может быть, что пришельцы окажутся настолько чуждыми, что результаты нашей встречи вообще не впишутся ни в один из предполагаемых сценариев. В своей новой картине Дени Вильнёв («Пожары», «Пленницы», «Убийца») разыгрывает непопсовый вариант развития событий, сконцентрировавшись на философском аспекте ситуации.

Если задуматься, прибытие инопланетян — это не только шанс узнать нечто новое о мире, сколько, прежде всего, возможность устроить очную ставку себе как виду, понять, кто мы такие. Сценаристы «Прибытия» Эрик Хайссерер и Тед Чан хладнокровно и без особых иллюзий просчитывают, как вероятнее всего будет развиваться ситуация в заданных условиях. На нынешнем этапе развития человечество разнородно и разобщено: у нас нет единого правительства, единой культуры, идеологии, взглядов. «Молчание» пришельцев становится настоящим испытанием для землян, которое они, увы, выдерживают не слишком достойно, деградируя на глазах. На поверхность вырываются дикие и тёмные черты нашей природы: страх порождает агрессию, города захлёстывает паника, стихийные акции, насилие и мародёрство. Большинство готовится воевать с пришельцами, несмотря на то, что те повода не дают.

Луиза Бэнкс и Ян Доннели — учёные, представители образованного и цивилизованного меньшинства, мыслят совершенно иными категориями. Для них эта встреча — настоящее чудо! Они стремятся к общению, сотрудничеству, обмену. Однако как бы ни были прекрасны их цели, на них давят власть имущие, которых интересуют более практичные и приземлённые вещи. И как можно быстрее.

«Прибытие» моделирует ситуацию максимально жёстко и без иллюзий: зритель с напряжением наблюдает за тем, как сотрудничество, взаимодействие, помощь, кооперация и доверие уступают подозрительности, агрессии, страху. Напряжение нарастает и вот-вот случится непоправимое, — особо прыткие готовятся развернуть боевые действия. Молчание инопланетян работает словно зеркало, из которого на человечество злобно глядит его дикая звериная суть. Мы не готовы бескорыстно делиться, потому и не можем поверить, что кто-то прилетел нас одаривать, а не грабить.

«Прибытие» даёт не только общий «срез» общества, но и фокусируется на отдельных персонажах. Здесь глобальное органично сочетается с интимным, коллективное — с индивидуальным. По сути, история контакта становится личным испытанием для Луизы и Яна. Им приходится отдуваться за всё человечество, словом и делом доказывая нашу вменяемость.

Вердикт

Фильм Вильнёва лишён балаганно-развлекательного аспекта: сюжет разворачивается степенно, с достоинством. На протяжении всей ленты действие постоянно прерывается видениями, воспоминаниями и снами Луизы, которые таинственным образом связаны с пришельцами. И, надо сказать, их истинный смысл раскрывается лишь в финале, заставляя полностью переосмыслить увиденное.

Просмотр «Прибытия» сложно назвать отдыхом: он провоцирует серьёзную внутреннюю работу, заставляет думать и задумываться, бросая вызов зрительскому интеллекту и воображению. Только от вас зависит, с какими впечатлениями вы выйдете из зала, и станет ли увиденное завораживающим откровением или высокопарным занудством.

Оценка: 9 из 10

Трейлер

720" height="405"

  • В кино с 11 ноября
  • Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
  • Режиссёр— Дени Вильнёв
  • Сценарий: Эрик Хайссерер, Тед Чан
  • В главных ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер, Сангита Патель, Марк О’Брайэн, Эбигейл Пнёвски, Ци Ма, Натали Тибо, Рут Чианг
  • По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
    По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
    Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
    Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
    МегаОбзор
    ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
    2006-2024
    © MegaObzor